UA-36433127-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Основными качественными показателями моторных бензинов являются:

  • Испаряемость и смесеобразование
  • Детонационная стойкость (октановое число)
  • Склонность к неуправляемому воспламенению (калильное зажигание)
  • Нагарообразование и склонность к отложениям
  • Химическая стабильность (индукционный период)
  • Коррозионная активность
  • Нейтральность по отношению к окружающей среде
  • Токсичность

Основными характеристиками, влияющими на данные показатели, являются:

  • Фракционный состав бензина, определяемый температурами начала и  конца кипения, выкипания 10, 50 и 90 % бензина
  • Углеводородный состав (учитывая и их строение)
  • Содержание серы, кислородсодержащих соединений, растворённых смол,  металлов
 Моторные бензины подразделяются на автомобильные (А) и авиационные  (Б). Авиационные бензины отличаются тем, что включают больше лёгких  фракций и имеют более высокое октановое число. Различают также летние и  зимние сорта автомобильных бензинов. В зимних сортах больше легкокипящих  фракций, что улучшает холодный пуск двигателя. В основу классификации  бензинов положено так называемое октановое число. Бензины с большим числом  обладают более высокой стойкостью к детонации и позволяют проектировать двигатели с  более высокой степенью сжатия
Прямогонный бензин, полученный путём перегонки нефти, не обладает детонационной стойкостью,  необходимой для работы современного двигателя. Бензин марки А-72 и ниже  использовался только в моторах, разработанных до 1960-х годов.  Кратковременное использование бензина с низким октановым числом в  современном моторе возможно (при работе на холостых или в режиме малых  нагрузок), однако это приводит к необратимому выходу мотора из строя  меньше, чем через минуту при работе прогретого мотора на полной  мощности. 

Основные компоненты высококтановых бензинов получают гидроочисткой, каталитическим крекингом, изомеризацией, алкилированием и риформингом. Дополнительно  используются различные присадки и антидетонаторы. Их использование ограничено  стандартами, ограничено содержание свинца (токсичный тетраэтилсвинец), марганца и железа  (нагарообразующие трикарбонилмарганец и ферроцен), смолообразующего монометиланилина (до  1,3 %). Так же возможно применение добавок повышающие октановое число  смешения. Таким добавками являются кислородсодержащие соединения (спирты и эфиры). Так например: октановое число этилового спирта около  120 пунктов, а МТБЭ около 130 пунктов. Однако их  содержание ограничено из-за низкой теплотворной  способности и температуры кипения до 15 %. Часто для  повышения октанового числа используют побочный  продукт нефтехимии толуол с ОЧИ 115 пунктов. 

В России известны следующие марки автомобильных бензинов:

  • АИ-80 (А-76) («нормаль»)
  • АИ-92 («регуляр»)
  • АИ-95 («премиум»)
  • АИ-98 («супер»)

С 1 января  2011 года в России запрещена продажа на АЗС бензина марки  А-80. Это  вызвано решением властей о переходе на топливо соответствующее   экологическим нормам Евро-II.

На Российском рынке встречаются различные по качествам бензины,  например, на МНПЗ по техническим  условиям выпускаются бензины марок АИ-92ЭК, АИ-95ЭК с повышенными  экологическими показателями. Отмечаются факты, когда заправщики  самостоятельно изготавливают топливо более дешёвого состава с довольно  низкими качествами. 

В США широкое применение получили  смеси бензинов с этанолом до 20 % (марка Е20) (см. биоэтанол). А в Бразилии 20 % содержание этанола является  общепринятым и довольно распространены смеси до чистого спирта,  применяемые на автомобилях с адаптированными двигателями. 

Обозначение бензинов: «А» — автомобильный бензин; «Б» — авиационный  бензин; «76» — числовой индекс — октановое число; «91/115» — числовой  индекс авиационных бензинов — первое число обозначает октановое число,  второе — сортность на богатой смеси; «И» — метод определения октанового  числа (исследовательский). Если буква И отсутствует — моторный метод.